Куда податься

Уже не первый человек задает мне в частном порядке вопрос, а куда же податься в САПе. Такой вопрос как правило задают люди, которые еще не столкнулись с системой, либо находятся на распутье дорог после года работы стажером/младшим консультантом. Модулей, как вы знаете, множество. Путей развития еще больше. Постараюсь изложить свое видение, как в свое время сделал я, как бы сделал я сейчас, будучи на месте вопрошающего.

Начну с того, что добиться успеха можно везде. Главное желать, пахать и не надеяться ни на кого. Только ты и цель. Я шел таким путем. Звучит банально, написано в любой книжке по …, поэтому не останавливаемся. Выводы каждый делает сам.

Концептуально мы определились, что это будет САП. Денежно, престижно, рынок есть, универсально в части международного опыта. Нужно выбрать, куда именно податься внутри рынка САП. Как уже было сказано выше, модулей множество, вариантов роста внутри рынка тоже. Это и программист, и администратор, и консультант, и архитектор, руководитель, тестировщик, методолого и множество других вариантов. Ключевое — хочу делать хорошо.

Так как этот блог посвещен HR/HCM, то «ругаться» буду в этом ключе. HR большой. Когда я начинал им заниматься, то слышал такую версию (это было около 10 лет назад), что в то время самые сложные модули в САП были HR и CO. Спрос на этих ребят был соответствующий. Рынок только становился на колени из положения лежа. Сегодня по разным оценкам в России 600 — 2000 консультантов по HR разного уровня и профиля. И их все время не хватает. Последние крупные проекты в стране наглядно демонстрировали дефицит ресурса. Извините меня, но было, есть и будет множество тех, кто хочет просто легких денег. Вам не сюда. Остальные пашут. Лет через пять интенсивной работы на проектах ты становишься старшим консультантом, который уже может сам начинать озвучивать свои правила игры. Он может выбирать путь развития (вертикальный или горизонтальный), формат работы (штат/фриланс). Все комбинации будут примерно одинаково стоить отличаясь лишь степенью комфорта и личным развитием человека.

Я пока что уверен, что в ближайшие 5 лет будут востребованы специалисты по заработной плате и рабочему времени. До тех пор, пока кто-то не придумает, как настраивать зарплату в системе движениями мышки, а не в отладчике и PE02.

Современная тенденция к упрощению, интернет-зависимости, облачным технологиям вовлекает в рынок все больше портальщиков, веб-разработчиков — растет спрос на специалистов по расширенной функциональности, которые могут «старый и убогий» САП обернуть в красивый фантик и показать бизнесу. Это становится удобным, наглядным, поэтому за это платят. Спрос есть и те же 5 лет будет. Планировать на больший горизонт пока не готов.

Наблюдаю интересный сдвиг в сторону обучения и тестирования. Это большие процессы, которые пока мало кто умеет делать профессионально в России. То есть, появляются технологии для организации обучения, но не готовы люди, нет эффектных курсов. Появляются инструменты для тестирования решений, но мало кто ими пользуется, ибо нет понимания выгод. Скоро это захлестнет рынок.

Ввиду того, что больших проектов в стране становится все меньше и меньше, то снижается спрос на кадровую функцию. Кадровая часть меняется реже зарплатной, поэтому спрос ниже и на специалистов для поддержки решений. «Кадровикам» я бы рекомендовал смотреть на развитие модуля в области портала — ESS/MSS. Это полезное умение даст пару очков форы.

Революций в области информационных технологий мы пока не наблюдаем, а это ведет к специализации рынка. Нет нового, значит нужно улучшать старое. HANA один из примеров. Также и в HCM — надо искать новые решения внутри HCM, которые дадут вам конкурентое преимущество.

Что касается универсальности модуля HCM на международном рынке. Тут дело тонкое. Все упирается в законодательство расчета заработной платы. Остальные области плюс-минус одинаковы во всех странах (зачастую проще, чем в России). Поэтому глубокое знание русской и международной схем даст вам дополнительный бонус. Интересуйтесь как для других стран сделаны те или иные решения (зачастую в Россию они приходят с задержкой — те же межрасчеты, например).

Мои выводы:

  • Надо углублять знания (знать свой модуль ЛУЧШЕ).
  • Надо расширять знания (брать соседние модули).
  • Искать возможность изучать новые интернет технологии в SAP (Fiori, UI5, Personas, In-Memory).
  • Работа для HCM будет всегда, ибо любой бизнес основывается на людях, а не системах. Людей нужно развивать, САП может помочь.

Добавить комментарий