Полезные вопросы: обучение

Открываю новую рубрику “Полезные вопросы”. Это вопросы, на которые следует ответить консультанту, руководителю группы или проекта для качественного решения задачи. Как вы знаете, правильно сформулированный вопрос содержит половину ответа. Ваши комментарии и дополнения всегда приветствуются.

Обучение. Что нужно, чтобы обучение пользователей состоялось успешно?
Необходимо разработать ряд документов, которые определят, как пройдет будущее обучение на проекте. Это такие документы, как:

  • Стратегия/концепция/подход обучения. Отвечает на вопрос: “Как учить?”
  • График обучения. Отвечает на вопрос: “Когда учить?”
  • План обучения. Отвечает на вопрос: “Чему учить?”

Стратегия обучения:

 

  1. Как обучать? Очно/дистанционно.
  2. Как контролировать качество обучения? Тесты/аттестация?
  3. Как убедиться, что люди помнят что и как делать в системе к ОПЭ/ПЭ?
  4. Как обеспечить доступ к учебным материалам?
  5. Как быстро предоставить нужную инструкцию пользователю при работе с системой?
  6. Как поддерживать обновление инструкций в рамках проекта, на поддержке?
  7. Кто изменяет инструкции при изменении системы или бизнеса?
  8. Как информировать пользователей об изменениях в инструкциях?
  9. Какая глубина инструкций/учебных материалов?
  10. Как в учебных материалах отражается методологическая часть?
  11. Какова структура учебных материалов?
  12. Как формируются учебные материалы: по шагам процессов, по процессам, по функциям, по ролям в системе, комбинированно?
  13. Как проводится очное обучение? Кто ведет, кто ассистент? Есть ли подход обучения ключевых пользователей, чтобы они обучали конечных?
  14. Кто фиксирует вопросы в ходе обучения?
  15. Как пользователи информируются об ответах на вопросы, возникшие в процессе обучения?
  16. Кто готовит учебных системы, классы, инфраструктуру?
  17. Кто и как создает пользователей для обучения?
  18. Кого нужно обучать?
  19. Как вести учет посещаемости? На что он влияет?

График обучения:

  1. Какой качественный состав групп?
  2. Какой количественный состав групп?
  3. Как обучать универсальных людей, которые должны быть на нескольких курсах?
  4. Когда обучать?
  5. Могут ли пользователи обучаться в это время?
  6. Пользователи не забудут ли материалы до начала работы в системе?

План обучения:

  1. Какой состав каждого курса?
  2. Какое соотношение презентаций, методологии и системы должно быть в курсе?
  3. Насколько детально объяснять материалы?
  4. Нужно ли объяснять место курса в общем процессе? Нужно ли объяснять основы смежных процессов или шагов?
  5. Как построить практические задания, чтобы не мешать друг другу?

 

P.S. Скоро вас ждет приятный сюрприз, мой друзья…

Полезные вопросы: обучение: 3 комментария

  1. Calm

    Хороший чек-лист, спасибо, Виталий!

    Хотя в стратегии обучения не очень понятно, чем отличаются пункты
    4 и 5
    6 и 7
    9, 11 и 12
    Мне кажется в них примерно одно и то же. Чем к примеру отличается “как обеспечить уч.материалами” от “быстро предоставить”. Можно обеспечить, но не быстро предоставлять? 🙂

    П.15 imho лишний. Если ответ не получается дать на обучении, значит стОит доработать соответствующую инструкцию. Вообще любой более-менее вопрос на обучении – это повод доработать инструкцию.
    Либо на проекте хорошие инструкции, либо на проекте много поддержки и недовольных пользователей.

    п.19 учет посещаемости imho ни на что и ни на кого не влияет 🙂

  2. VirVit Автор записи

    Привет. Объясняю 😉

    4 и 5. 4 – где разместить материалы (портал, сетевой диск, локальный компьютер). 5 – как человеку быстро найти ответ на вопрос, когда он начал работать? Листать многотомную инструкцию или нажать кнопочку F1 с прицепленной базой знаний?

    6 и 7. 6 – вопрос методологического подхода и инструментов. Это шаг в заявке в SM, который гарантирует обновление инструкций. 7 – какое подразделение отвечает за каждую часть инструкции? Например, если изменился процесс или форма приказа, но при этом мало что меняется в инструкции, то кто и что обновляет?

    9, 11, 12. 9 – насколько детально нужно прописывать инструкцию. 11 – что должно быть в инструкции (методология, ссылки на ПР, другие инструкции, вводная часть и пр). 12 – как структурировать все инструкции в единой поле. То есть, надо читать 12 -> 11 -> 9 как детализацию процесса разработки учебных материалов.

    15. Вы все верно говорите, но как люди об этом узнают? Для них это будут неотвеченные вопросы, на которые все “забили”. Нужно как-то дать обратную связь, например, как вы сказали – обновить инструкции и проинформировать, что ваши ответы смотрите в таких-то инструкциях.

    19. На больших предприятиях учет посещаемости влияет на оплату дня обучения. Прогул это или обучение? Плюс, если сотрудник 30% прогулял/пропустил, то он должен пройти повторное обучение, например.

  3. Calm

    Вы такие правильные проекты выбираете 🙂

Добавить комментарий