Планирование затрат относится к тем фишкам, про которые обычно забывают рассказать консультанты, а бизнес стесняется спросить. Сколько раз слышал фразы директоров: «Мне некогда, у меня бюджет». Если оставить за кадром организационные вопросы, посмотреть на файлы, которые заполняют руководители подразделений, то появляется естественное желание упростить людям работу. Зачастую формирование бюджета это сложный и итерационный процесс, когда нужно собирать информацию из различных источников, понять прогноз на будущий год, и сформировать бюджет с учетом этого прогноза. При чем следует заметить, что затраты на персонал не всегда являются самыми большими в статьях бюджета.

В простом варианте расчет бюджета выглядит как общий фонд заработной платы  подразделения с поправкой на коэффициент индексации или инфляции. Такой бюджет я делал сам, когда мне поручили его нарисовать. Мой руководитель очень мило улыбнулся увидев одну цифру. И очень невинно спросил, налоги за чей счет мы будем платить? А еще я хотел взять нового помощника, которому, как оказывается, нужно тоже платить.

Если говорить про общий подход к формированию бюджета, то он выглядит как процесс сбора данных, агрегации и преобразование, запуск процесса утверждения, проводка в финансовый модуль. Поставим себе демонстрационную задачу.

Необходимо формировать бюджет на будущий период по следующим статьям расходов:

  • Стоимость постоянной заработной платы без налогов
  • Стоимость налогов на заработную плату
  • Стоимость обучения персонала на период
  • Стоимость бонусов на будущий период

И все тоже самое нам было бы интересно посмотреть в случае изменения графика работы подразделения и изменения численности сотрудников.

Начнем с вкусняшек. HCM_HCP_CI_1 — бизнес-функция, которая активирует новые интерфейсы и примочки для PCP.

В системе есть такое понятие как статьи затрат (элементы затрат или расходов, кто как называет). Суть их в том, чтобы накапливать суммы в различных разрезах, с которыми потом можно работать управленцу. Например, «Фонд заработной платы», «Бонус квартальный», «Бонус производственный месячный», «Социальные налоги». Часть таких элементов затрат может быть присуща физическому лицу — конкретному табельному номеру, а другие могут относится к штатной должности (например, вакансии), третьи к организационной единице (командный бонус или бонусный фонд руководителя). Это влияет на то, где мы будем размещать информацию о статьях. Также бывают случаи, когда нельзя точно сказать суммы, тут нам помогают производственные статьи затрат, которые зависят от родительских. Например, родительная статья «Оклад», а производная будет «Бонус 20%», которая считается как 20% от оклада. Безусловно, это очень простые примеры.

И все эти затраты с различных уровней мы должны собрать где-то, чтобы можно было производить с ними операции сравнения, корректировки и согласования. Для этого используется план затрат. Планов затрат может быть несколько для одного периода, чтобы, как раз, решить нашу задачу, когда нужно посчитать затраты для иной численности и режима работы предприятия. Злободневненько, не так ли?

Завершаем с болтовней и начинаем работу работать.

Инфотип 666 — Планирование затрат на уровне табельного номера — человека.

Инфотип 5010 — Планирование затрат на уровне объекта организационного менеджмента.

Подтип инфотипа является так называемым базисом данных. Своего рода группировка.

Для сбора данных по табельным номерам запускаем программу RHHCP_DC_EMPLOYEE. Система поколбасится и создаст для всех табельных номеров записи инфотипа 666. Создание своих методов сбора данных можно реализовать в BADI HRHCP00_DC_EMPLOYEE.

PHCPDCEM_1

Для сбора данных по организационной структуре запускаем программу RHHCP_DC_ORGOBJECT. Важно, что ее нужно запускать после табельников, иначе система «не понимать» будет. Аналогично будут созданы записи 5010 инфотипа для оргструктуры. Расширить методы сбора данных можно в BADI HRHCP00_DC_ORGOBJECT.

PHCPDCOO_1

Для редактирования плановых данных нужно зайти в транзакцию PHCPDCUI. Здесь мы можем самостоятельно добавить или изменить элементы затрат на различных уровнях. По существу программа собирает данные с оргструктры и табельников, которые мы создали на предыдущих шагах. Если у нас настроены косвенные затраты (зависимые от базовых — например, налоги работодателя), то они будут видны здесь.

PHCPDCUI_1

Далее мы начинаем управлять планированием путем создания планов затрат — варианты расчета. Например, план затрат с текущей численностью, план затрат с реорганизацией, план затрат с такой-то инфляцией. Это мы выполняем в транзакции PHCPADMN. Здесь мы создаем план затрат, где указываем какие уже собранные данные брать для расчетов: оргструктура, данные по сотрудникам, учитывать ли плановые штатные позиции из инфотипа 1019. Запускаем прогон планирования и выбираем подразделение.

PHCPADMN_1

Появились первые цифры. Давайте домучаем систему до финального конца — сделать проводки в контроллинг, а потом расширим функционал для реализации нашего сценария. Договорились?

Тогда встречаемся на том же месте 😉